Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

карта сайта

Веро́на (Verona) располагается на высоте 59 м над уровнем моря и лежит на берегах реки Адидже в 30 километрах к востоку от озера Гарда в северо-восточной части Италии. Из-за близости реки город в прошлом часто страдал от наводнений.

Существует три основные гипотезы возникновения города: по одной - город был основан при императоре Домициае (правил в 81-96 годах до н.э.), по другой - происхождение города связано с существовавшими ранее этрусскими поселениями, по третьей - город был основан местным народом эвганеями. Доподлинно известно, что в 89 году до н.э. Веро́на стала римской колонией. Первоначально город использовался как военная база против варваров, а в начале V века н.э. в окрестностях Веро́ны готы под предводительством Аларика потерпели поражение. Римляне построили в городе монументальные здания, некоторые из которых сохранились до наших дней, а впоследствии город был расширен и укреплён по приказу императора Галлиена (правил в 253-268 годах), который продлил городские стены. В древнеримские времена город был узловым центром транспортной системы северо-востока Римской империи, где пересекались четыре дороги: Gallica, Claudia Augusta, Vicum Veronensium и Postumia.

В период раннего средневековья в городе доминировал род Романо, затем город перешёл в управление семьи делла Скала (Скалигеры), которая значительно расширила город и его окружение, формально занимая должность наместников. Скалигеры правили Веро́ной с 1260 по 1387 годы и внесли большой вклад в культуру города. С 1387 года Веро́на стала принадлежать представителям рода Висконти, затем непродолжительный период - роду Каррара и, наконец, с 1405 года вошла в состав Венецианской республики. Под властью Венеции прошли почти четыре века относительного спокойствия.

В 1796 году город был взят наполеоновской армией и в 1797-м по Кампоформийскому миру, завершившему первый этап Революционных войн в Европе - отошёл к Австрии. По Люневильскому мирному договору 1801 года, оформившему конец второй антифранцузской коалиции Веро́на была поделена на две части: поселения на правом берегу реки Адидже - перешли под французское управление, на левой - под австрийское. Так продолжалось до 1805 года, когда весь город снова перешёл под власть Франции. По решению Венского конгресса 1815 года, завершившего период Революционных войн в Европе и восстановившего феодально-абсолютистские европейские монархии, разрушенные французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами и определившего новые границы государств Европы, город Веро́на был присоединен к Австрии и оставался в её составе до 1866 года. Для Австрийской империи Веро́на представляла ключевой военный объект, который выступал в качестве буфера при возможном нападении из Пьемонта, входившего сначала в состав Сардинского королевства, а с 1861 года - вошедшего в Королевство Италия, объединившее все независимые итальянские государства в единую страну под властью Сардинского королевства, которым правила Савойская династия. Под власть итальянского правительства Веро́на перешла 16 октября 1866 при захвате области Венеция (Венето) во время Третьей войны за независимость Италии.

Так получилось, что все свои приезды в Италию я начинал с Веро́ны и заканчивал в ней. Для меня Веро́на - город любви, воспетый Уильямом Шекспиром и я влюблен именно в город; другими словами: для меня Италия - это Веро́на, а Веро́на - это Италия. Останавливаться я люблю не в самом городе - а на веронских холмах в северной части города со стороны Понте Пьетра (Ponte Pietra) в agriturismo Il Pianetto, которой управляет Anna Giulia Ederle. Поэтому рассказ о достопримечательностей я начну не с традиционной площади Синьории (Piazza dei Signori) - центральной площади города, а с "северных ворот" города - с моста Понте Пьетра.

Ponte Pietra в переводе с итальянского - дословно "мост-камень" - римский арочный мост через реку Адидже, построенный в 80-х годах до н. э. Изначально назывался мост Мармореус, а позднее после перестроек получил своё текущее название. Со стороны моста у старого города была возведена сторожевая башня, длина же самого моста составляет 120 метров. Когда-то Понте Пьетра являлся частью римской Постумиевой дороги, которая вела из Генуи к Альпам. Как и все мосты Веро́ны, Понте Пьетра был полностью разрушен во время Второй Мировой войны, но был восстановлен в 1957 году с использованием оригинальных фрагментов, поднятых со дна реки Адидже. Понте Пьетра был первым каменным мостом в Веро́не, а на сегодняшний день - единственный сохранившийся античный мост.

После сторожевой башни Понте Пьетра дорога направо ведет к площади кафедрального собора (Piazza Duomo), где располагается Кафедральный собор Веро́ны (Duomo di Verona) освященный в честь Святой Девы Марии (второе название - Cattedrale di Santa Maria Matricolare). Кафедральный собор Веро́ны был построен в конце XII столетия на месте стоявшей на этом месте храме Св. Елены, который со временем был перестроен в базилику Св. Елены, просуществовавшей вплоть до 1117 года и стертой с лица земли разрушительным землетрясением. Строительство нового здания храма в романском стиле было начато три года спустя - в 1120 году и продолжалось вплоть до 1187 года. 13 сентября 1187 года храм был освящен папой Урбаном III (Urbano III) в честь Святой Девы Марии. В середине XV века он был надстроен и расширен в результате чего приобрёл позднеготичекие черты; от первоначального романского облика остался лишь входной портал с портиком на витых колоннах, опирающихся на крылатых грифонов. Внутреннее убранство собора выполнено в готическом стиле, который подчёркивают колонны из красного веронского мрамора, стрельчатые аркады, крестовые своды с золотыми звёздами на голубом фоне. Боковые алтари и приделы устроены в особых секциях, расписанных в XVI веке Джованни Фальконетто.

Если же после сторожевой башни Понте Пьетра свернуть налево и пойти по более широкой Via Ponte di Pietra, то через пару кварталов попадаешь на перекресток с Via Garibaldi и Via Rosa - а это уже фактически исторический центр Веро́ны: площадь Синьории (Piazza Dei Signori) и  площадь Трав (Пьяцца делле Эрбе / Piazza delle Erbe) с возвышающейся над ними башней Ламберти (Torre dei Lamberti) и находящимися неподалеку Арками (гробницей) Скалигеров (Arche Scalligere).

Площадь Синьории (Piazza dei Signori) - одна из центральных исторических площадей Веро́ны, получившая своё название благодаря тому, что на ней располагались здания, в которых в разные периоды размещались власти и органы самоуправления города, а в настоящий момент - одни из главных достопримечательностей средневековой Веро́ны. Площадь Синьории имеет второе название -  площадь Данте, в честь великого итальянского поэта, получившего укрытие в Веро́не после изгнания из Флоренции, памятник которому расположен в центре площади. На площади Синьории располагаются: дворец Подеста (Palazzo del Podestà) - главная резиденция Кангранде I делла Скала (из рода Скалигеров), покровительствовавшему Данте Алигьери, который проживал в нем в течение 13 лет, лоджия Совета (Loggia del Consiglio), Дворец общин, имеющий второе название - Дворец правосудия (Palazzo del Comune или Palazzo della Ragione), Дворец Кансиньорио  - второе название Дворец Капитанов (Palazzo di Cansignorio или Palazzo del Capitanio) и памятник Данте, возведённый на площади Синьории в 1865 году на месте не функционировавшего долгое время фонтана. Площадь Синьории примыкает к другому центру привлечения туристов - Пьяцца делле Эрбе (Площади Трав).

Пьяцца делле Эрбе (Piazza delle Erbe) - одна из центральных исторических площадей Веро́ны, расположеная на месте античного форума. Площадь имеет прямоугольную форму, которую обрамляют дом купцов - Домус Меркаторум (Domus Mercatorum), дворец Маффеи (Palazzo Maffei), примыкающая к нему часовая башня Торре дель Гарделло (Torre del Gardello), дом Маццанти (Case Mazzanti) и венец обоих площадей - башня Ламберти, известная так же под названием "Башня с колоколами" (Torre dei Lamberti) высотой в 83 метра, построенная в 1172 году могущественной веронской семьёй Ламберти. В центре площади находится фонтан Веро́нской Мадонны (Madonna Verona), возведенного в 1368 году; для фигуры Девы Марии была использована римская статуя, датированная 380 годом.

Арки Скалигеров (Arche Scaligere), другое название - гробницы Скалигеров - готические надгробия трёх представителей рода Скалигеров, управлявших Веро́ной в XIII—XIV веках. Арка Кангранде I делла Скала расположена в виде саркофага, находящегося над входом в церковь в Санта Мария Антика (Chiesa di Santa Maria Antica), в период правления Скалигеров выполнявшей функцию дворцовой капеллы. Кангранде I делла Скала похоронен в арке в 1329 году; надгробие арки венчает скульптура, на которой он изображен сидящим на лошади, как участник рыцарского турнира. Арка Мастино II делла Скала находится в углу левой части комплекса Арок Скалигеров и представляет собой готический мавзолей, строительство которого было начато еще при жизни правителя Веро́ны. Мастино II делла Скала был похоронен в саркофаге, украшенном фигурами ангелов и святых, в 1351 году и изображен одетый в доспехи верхом на коне в верхней части мавзолея. Арка Кансиньорьо делла Скала располагается в углу правой части комплекса Арок Скалигеров и была выполнена в 1375 году мастерами болонской школы Гаспаре Броаспини и Бонино да Кампионе. Надгробие шестиугольной формы поддерживается витыми колоннами, грани украшены скульптурой, рельефами, а на вершине установлена конная статуя Кансиньорио делла Скала. Рядом с этим монументами расположены более скромные захоронения остальных представителей рода Скалигеров: Мастино I, Альбоино, Бартоломео, Альберто I и Кангранде II.

От великого архитектурного наследия Скалигеров Веро́не достался еще и мост Скалигеров (Ponte Scaligero), построенный в 1354-1356 годах по указанию Кангранде II дела Скала по проекту Гульельмо Бевилаква. Мост соединяет левобережную часть Веро́ны с замком Кастельвеккио (Castelvecchio), а в средневековье служил единственным подходом к данному фортификационному сооружению. Мост имеет три пролёта, самый большой из которых - центральный, имеет длину 50 метров. Как и все мосты в Веро́не - мост Скалигеров был разрушен во время Второй Мировой войны, а впоследствии восстановлен.

"Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте..." Несмотря на то, что сюжет сценария известной всему миру трагедии Уильяма Шекспира происходит в Веро́не - к реальным жителям этого города она не имеет никакого отношения. Однако на волне усиливающегося интереса поклонников творчества великого драматурга да и прочих праздношатающихся туристов - в Веро́не появилось целых три псевдоисторических объекта культурного наследия: Дом Джульетты (находится на Via Cappello), Дом Ромео (находится на удалении примерно в 150-200 метров на Via Vicolo Cavalletto) и Могила Джульетты (находится на Via del Pontiere - можно спокойно минут за 10-15 дойти пешком от Дома Джульетты) к которым не зарастает тропа влюбленных.

Дом Джульетты (Casa di Giulietta) - реальный дом, построенный в XIII веке, являющийся популярным туристическим местом, отождествляемым с легендарным домом героини пьесы Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта". Дом принадлежал роду Даль Каппелло (прообраз семьи Капулетти), их герб в форме мраморной шляпы расположен на арке, ведущей во внутренний двор. В 1667 году дом вместе с несохранившейся башней был продан одним из представителей рода Каппелло и затем неоднократно менял хозяев. В XIX веке в нём находился постоялый двор. Дом полностью обветшал и был выставлен хозяевами в 1907 году на аукцион. Его приобрёл муниципалитет для устройства в нём музея, посвящённого шекспировской пьесе, но до 1936 дом продолжал находиться в запустении. В процессе начавшейся реставрации, которая проводились в несколько этапов: в 1930-х, 70-х и 90-х годах, кирпичный фасад был украшен готическими очертаниями входной арки, трёхлепестковыми обрамлениями окон второго этажа и дополнен "балконом Джульетты", которого в действительности никогда не было. Была произведена частичная реконструкция ряда строений, выходящих во внутренний двор дома, а сам дворик также был перестроен: ему придали зубчатую стену, колонну под балконом, на стену под балконом повесили доску со строками шекспировской трагедии. В 1972 году во внутреннем дворике была установлена бронзовая статуя Джульетты работы веронского скульптора Нерео Костантини. На заключительном этапе в доме была воссоздана атмосфера эпохи Треченто: художественные орнаменты потолков и стен выполнили по образцам XIV века, на стены поместили подлинные фрески того периода, перенесённые из разрушенных зданий и т. п. В 1997 году дом-музей был открыт для посетителей. Особой популярностью у туристов пользуется бронзовая статуя Джульетты, прикоснуться к которой считают хорошей приметой. Причем прикоснуться нужно не куда нибудь - а именно к правой груди, потерев ее. Из-за частых прикосновений к 2014 году статуя была истёрта, на "счастливой" правой груди образовалась трещина, а на правой руке - излом и в результате власти города решили убрать ставшую символом Веро́ны статую в музей, а во двор дома Джульетты поставить копию. Также туристы оставляли записки и признания в любви на выходящих во дворик стенах дома. В 2005 году все они были убраны, и для их написания оставили внутренние стены арки, ведущей во двор с улицы, специальное покрытие которых периодически обновлялось. В ноябре 2012 года городской совет Веро́ны запретил размещение записок, установив за это существенный штраф, однако и в сентябре 2014 года и в сентябре 2015 года - записки так и не исчезли, наоборот спустя год после моего первого визита в Casa di Giulietta - количество росписей краской и приклеенных листочков в арке, ведущей во двор, нисколько не уменьшилось. Единственное - внутренние стены двора с 2005 года остаются в девственной неприкосновенности.

Дом Ромео (Casa di Romeo) пользуется меньшей популярностью у которой есть две главные причины. Первая - даже если предположить что информация о том, что род Каппело действительно являлся прообразом семьи Капулетти, то род Ногарола, владевший "Домом Ромео" с XIV века, когда он был построен, и до XV века, когда он был ими продан и разделен между несколькими владельцами - ну никак не тянет на прообраз рода Монтекки. После Второй Мировой войны в нем размещалась конюшня, затем дом был продан, частично отреставрирован и остается закрытым для доступа, несмотря на попытки муниципалитета выкупить его для создания музея, которые неоднократно им предпринимались, но всегда натыкались на категорический отказ нынешних владельцев продать дом. Это вторая причина. Все что муниципалитет смог сделать - разместить на стене дома памятный знак.

Гробница Джульетты (Tomba di Giulietta) - безымянный саркофаг XIII—XIV веков из красного мрамора в крипте упразднённого францисканского монастыря Сан-Франческо Аль Корсо. После появления в 1524 году новеллы Луиджи да Порто,в которой утверждалось, что возможно "...один из склепов был древней усыпальницей всего рода Каппеллетти, и там лежала прекрасная Джульетта...", началось паломничество к безымянному саркофагу, и, чтобы прекратить его, духовные власти в 1548 году приспособили саркофаг под ёмкость для хранения воды. Интерес к гробнице возобновился в начале XIX века после выхода романа Жермены де Сталь "Коринна, или Италия" (1807 год) в котором она писала: "...Трагедия о Ромео и Джульетте написана на итальянский сюжет; действие происходит в Веро́не, где и поныне показывают гробницу двух влюблённых...". От саркофага откалывали фрагменты для создания ювелирных украшений, что заметно повредило гробницу. В 1868 году саркофаг переместили из сада к стене старой церкви и возвели над ним портик с арками. В 1898 году саркофаг окружили фрагментами античных надгробий и колонн. В 1910 году в саду рядом с портиком установили мраморный бюст Шекспира. В 1936 году саркофаг переместили в крипту церкви, создав там подобие склепа Ромео и Джульетты.

К чему это я... Несмотря на правду жизни, Уильям Шекспир увековечил за Веро́ной звание "города любви". И пусть факты упрямо указывают на правду - тем не менее у каждого человека должна быть мечта. Вот и приходят и к Дому Джульетты, и к Дому Ромео и к их Гробнице Джульетты тысячи людей: кто потерявший мечту, кто ищущий ее, кто влюбленный, а кто и просто любопытствующий, и если в их сердца возвращается вера в вечную любовь - то вся эта бутафория оправдана как средство достижения главной цели: Бог есть любовь, а любовь в человеке - есть путь к Богу.

Но вернемся все же к реальным историческим памятникам и двинемся далее, в юго-западную часть старого города...

Пьяцца Бра (Piazza Bra) - крупнейшая площадь Веро́ны, коммерческий и общественный центр города. Площадь настолько велика, что считается самой большой во всей Италии. На Пьяццу Бра выходят фасады палаццо XVII-XIX столетий, пространство площади украшено монументом в честь короля Виктора Эммануила II. Попасть на площадь можно или пройдя весь старый город от Ponte Pietra до Piazza delle Erbe и далее следовать по Via Giuseppe Mazzini, или просто зайдя в старый город с главных ворот Пьяццы Бра - Портони дела Бра, представляющие из себя две зубчатых арки, составляющие часть городских стен, построенных  в конце XIV века (они находятся на противоположной стороне старого города от Понте Пьетра). На Пьяцца Бра также находится амфитеатр - Арена-ди-Веро́на (Arena di Verona), возведенный в эпоху Древнего Рима, примерно около 30-го года нашей эры. Амфитеатр в Веро́не третий по размеру из аналогичных римских построек (после Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере). Амфитеатр был построен для проведения гладиаторских боёв, морских сражений (навмахий) и цирковых представлений. После землетрясения 1117 года, которое почти полностью разрушило внешнее кольцо амфитеатра, он использовался как источник камня для других построек. В средневековье на его арене жгли еретиков, устраивали турниры, фестивали, а в XVIII-XIX веках - бои с быками. С 1913 года амфитеатр стал местом регулярного проведения оперных спектаклей. Сейчас Арена-ди-Веро́на - одна из известнейших концертных площадок: каждый год здесь проходят оперные фестивали, куда съезжаются лучшие труппы со всего мира, амфитеатр принимает всевозможные концерты, праздничные выступления, масштабные музыкальные события.

Что можно сказать о Вероне кратко? Я был в этом городе 3 раза (второй раз - отмечал Новый год) и каждый раз выделял минимум по полному дню, чтобы побродить по центру и каждый раз я находил что-то новое и интересное, незамеченное ранее. Поэтому рекомендую тому, кто хочет близко познакомиться с этим городом - не надеяться что за день или даже за два вы его узнаете. Очень важна хорошая погода, но и без нее дух любви и романтики, который витает в воздухе, войдет в вас наверняка. Да и сама Верона - это не все приключение: недалеко находится озеро Гарда на обследование которого необходимо минимум несколько дней. Чего стоит побывать в крепости Соаве, где производят "итальянское Шабли"? А маленькая деревушка Сан Джорджио ди Вальполичелла, которую практически не найдешь не в одном путеводителе по региону и в которую раз пять я ездил встречать закаты...? Да даже ехать никуда не нужно: просто вечером можно разместиться на веронских холмах и глядя на город, под хорошее Вальполичелло и Горганзолу слушать арии Паваротти... Город любви и романтики... Больше сказать нечего.

Италия. Венето. Верона.