Главная особенность путешествий в Саянах – большая протяженность маршрутов и удаленность от населенных пунктов. В подавляющем большинстве случаев путешествие, ставящее целью знакомство с определенным районом, состоит из трех основных этапов: подхода к району, его исследования и выхода. Для выхода часто используется сплав по реке на плоту, байдарке или резиновой лодке до населенного пункта. Поэтому наибольшее распространение получили комбинированные пеше-водные походы, позволяющие побывать в горах и спуститься на плоту по таежной реке.
Участники многодневных путешествий по маршрутам, проходящим через основные горные хребты и включающим сплав на плотах, должны иметь опыт таежных походов и плавания по горным рекам, а также хорошую физическую подготовку и знание основ альпинистской техники. Группа должна знать и умело применять различные способы переправы через бурные реки (навесная переправа, «таджикская стенка», «маятник», плоты, лодки) и иметь опыт строительства плотов.
При разработке маршрута исходят из возможности создания базового лагеря в месте, равноудаленном от главных объектов путешествия. Продукты и снаряжение в базовый лагерь из начального пункта доставляются с помощью каравана. Олень способен везти 30 кг, лошадь – не менее 60 кг. В этом случае участники в 5–10-дневные радиальные выходы из базового лагеря несут на плечах не более 10–15 кг груза.
В селениях следует приложить максимум усилий, чтобы договориться об аренде оленей, лошадей или моторной лодки. Опытный проводник ведет караван наиболее легким и надежным путем, используя как скотоводческие, так и звериные тропы. В результате путь оказывается самым коротким, хотя это и не всегда очевидно вначале.
Вдоль большинства рек и через многие перевалы идут хорошие тропы. Часть их, особенно на севере Тувы, проложена кочующими от одного скотоводческого пастбища к другому стадами оленей. С наступлением зимы стада спускаются с гор в долины, а весной вновь поднимаются на гольцы. Скотоводческие тропы в нижних и средних частях рек идут наиболее удобным и простым путем к гольцам и перевалам, а в высокогорье разветвляются в зависимости от имеющихся здесь пастбищ.
Многочисленные тропы пробиты диким зверем – маралом, оленем, косулей. Ежегодные вертикальные миграции животных вызваны тем, что с наступлением зимы глубокий снег засыпает расположенные на перевалах и склонах хребтов поляны с мхом и травой. Зверь спускается вниз в тайгу, где снега меньше и можно добывать корм в течение всей зимы. Но с наступлением весны, когда на южных склонах появляется первая зеленая трава, звери устремляются вверх. Идут они через самые простые перевалы, так как многие перевалы еще покрыты глубоким снегом. Звери хорошо «помнят» рельеф и тропы, по которым они прошли хотя бы раз. Если звериная тропа, идущая по берегу реки, сворачивает к воде для перехода на другой берег, то это вызвано тем, что впереди встретятся завалы горелой тайги или крутые скальные «прижимы». Стоит только не поверить тропе, когда она отходит на 1–2 км в сторону от реки, вдоль которой идет путь, как сразу же попадаешь в болото или густейшие заросли кустарников, в то время как тропа идет параллельно по сухим полянам.
Большое количество звериных троп, идущих с разных сторон в одном направлении, иногда бывает вызвано наличием минерального источника или солонца. На участках, не имеющих препятствий для движения, звериные тропы едва заметны.
В густой тайге среднего и нижнего течений рек хорошие тропы прорублены экспедициями и местными жителями. Они промаркированы с обеих сторон «затесами», которые видны не только летом, но и зимой. Скорость движения по тропе в 2–3 раза выше, чем по тайге, и поэтому время, потраченное на поиски утерянной тропы, окупается с лихвой.
В Саянах путешественник никогда не испытывает недостатка в топливе и воде. Переход от границ леса через водораздел в большинстве случаев можно совершить за несколько ходовых часов, особенно если учесть, что отдельные группы деревьев встречаются даже на перевалах. От влаги, собираемой во время дождя и многочисленных переправ через реки, приходится принимать специальные меры. Спальные мешки и нательные вещи упаковываются в непромокаемые мешки из полиэтилена. В таких же мешках хранятся основные продукты. Вместо сухарей, быстро приходящих в негодность при намокании, берут муку, которая не боится влаги, так как намокает только сверху и на небольшую глубину. А свежие лепешки, испеченные на сковороде или противне, гораздо вкуснее сухарей.
Начиная с 1955 г. туристы сплавлялись по саянским рекам на деревянных плотах, оборудованных двумя гребями – носовой и кормовой. Правильно построенный деревянный плот хорошо управляется, устойчив в потоке. Однако такой плот имеет недостатки. Даже построенный из сухостойных елей и кедра, деревянный плот для группы 6–7 человек весит 1-3 тонны, отчего снижаются его маневренные качества и становится невозможным обнос непроходимых порогов. Чтобы не терять плот на камнях, сплав приходится начинать там, где река не имеет мелких перекатов, шивер и не позволяющих сбросить плот порогов. Это в ряде случаев (на реках Бий-Хем, Казас и Кижи-Хем, в верховьях Уды и Хамсары) делает сплав неполноценным.
В последние годы опытные туристы-водники стали строить небольшие деревянные плоты для 2–3 человек. Особенно большое распространение получили плоты из автомобильных камер. Вес такого плота снижается до 200-300 кг, он легко и быстро собирается и разбирается. Его маневренность и транспортабельность резко увеличиваются по сравнению с деревянным плотом. Единственный его недостаток, меньшая устойчивость, в руках опытного экипажа не имеет решающего значения. Как показал опыт путешествий по рекам Адыче (Якутия) и Мургабу (Памир), для сплава по горным рекам с успехом может быть использован надувной резиновый спасательный плот типа СП-12. Для управления в потоке его надо оборудовать гребями и подгребицами. Грузоподъемность СП-12 1200 кг, вес с чехлом 68 кг.
На резиновых лодках, поднимающих 3–6 человек, пройдены все основные реки Саян. Но прежде чем отправиться в путешествие на таких лодках по сложной реке, даже опытному туристу, ходившему ранее на плотах и байдарках, необходимо постигнуть искусство управления лодкой. При прохождении порогов с большими валами не следует полностью освобождать лодку от груза, так как вместо груза приходится «везти» в ней воду.
Весь экипаж туристских судов, отправляющихся в путешествие по реке со сложными препятствиями, должен быть оснащен защитными касками, спасательными жилетами, а по периметру плота должны натягиваться страховочные леера. Во время сплава один из участников все время определяет точное местоположение плота на реке. Это особенно необходимо при путешествии по реке, имеющей сложные пороги. Зарисованная при подготовке похода схема порога с указанной на ней линией движения плота имеет ограниченную ценность, так как обстановка на пороге в сильной степени определяется уровнем воды в реке. Перед прохождением порога следует вновь изучить характер и направление движения потоков, сравнить результаты с рекомендациями предыдущих групп и принять правильное решение. Часть порогов недоступна для прохождения с командой, и в этом случае плот проходит порог без людей. В улове, расположенном ниже многих порогов, где скорость течения невелика, плот может быть пойман и пришвартован к берегу. Для этого, а также для переправы через реки и озера необходима небольшая надувная резиновая лодка весом около 3 кг. При отсутствии ее к медленно движущемуся в улове плоту можно добраться вплавь, чтобы закрепить конец веревки. Турист должен быть одет в спасательный жилет и подстрахован с берега. В некоторых случаях выловить плот можно с помощью багра или «кошки».
Зимой в высокогорных районах выпадает много снега. Склоны долин становятся лавиноопасными, о чем красноречиво свидетельствуют часто встречающиеся свободные от леса вертикальные полосы. Поэтому зимние путешествия в высокогорных районах Саян представляют во много раз большую по сравнению с летними техническую сложность и требуют от участников опыта зимних альпинистских восхождений и горнолыжной техники. Они гораздо сложнее, чем зимние походы по Кольскому полуострову и Приполярному Уралу. Особенно лавиноопасны склоны хребта Крыжина, Агульских белков и хребтов в истоках Левого Казыра.
В верхнем и среднем. течении некоторых рек снега мало, значительную площадь по берегам занимают наледи. Вместо водопадов образуются ледопады, не менее красивые, чем их летние предшественники. Красноярские туристы в 1959 и 1960 гг. успешно прошли верхнее и среднее течения реки Уды на коньках специальной конструкции, имеющих широкий полоз. Скорость движения вниз по реке достигала 10 км в час. Непроходимые летом каньоны рек зимой служат отличной дорогой, если только в них не скрываются крутые ледопады, как, например, в каньоне Гутары.
Лучшее время для зимних путешествий – март и первая декада апреля. Из-за резкой смены температуры даже в течение дня приходится несколько раз менять лыжные мази. В походе хорошо иметь полный набор мазей. Специальным подбором их можно значительно уменьшить отдачу при движении вверх, но при крутом подъеме приходится надевать камуса из оленьей или лосиной шкуры. Лента из такой шкуры, равная длине лыжи, закрепляется на скользящей поверхности с помощью завязок так, чтобы движение вперед осуществлялось «по шерсти», а движение назад – против. В практике часто применяются камуса, сделанные из двух репшнуров длиной 3–4 м. Репшнур оборачивают вокруг лыжи таким образом, чтобы на ее скользящей поверхности образовалось 5–6 поперечин. Это предохраняет лыжи от соскальзывания на крутых участках, покрытых глубоким снегом. Ботинки от снега должны быть защищены бахилами. Наиболее пригодны для зимних походов в высокогорье слаломные горные лыжи любого типа с креплениями типа «кандахар».