Суздаль возник на месте древнейших земледельческих и торгово-ремесленных поселений, которые, появились здесь не позднее IX века.
Как любой древний город Суздаль имеет и свою легенду об основании. Легенда, записанная летописцем ХVIII века Ананием Федоровым, повествует о том, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Прийдя на землю русскую, первые два брата построили много городов близ Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где основал город, по своему суждению - Суждаль.
О точной дате основания Суздаля достоверных сведений не имеется. Впервые Суздаль упоминается в 1024 году в Повести временных лет именно как Суждаль. В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства. В 1024 году, согласно летописи Нестора, в краях начались волнения смердов, сопровождавшиеся избиением волхвов недовольным людом, видевшего причины своих бед в бездействии колдунов. Восстановил порядок прибывший из Новгорода Ярослав Мудрый.
В последующие годы Суздаль стал вотчиной Владимира Мономаха. Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города и постепенно Суздаль приобрел роль стольного города Ростово-Суздальского княжества.
Началом строительства Суздаля стало сооружение на реке Каменка крепости, иначе говоря – Кремля, для чего было выбрано защищенное с трех сторон естественными преградами место, а для большей защищенности были насыпаны земляные валы, которые сохранились и по сей день. Здесь же, по приказу Владимира Мономаха построили Успенский собор. Так же в XI веке недалеко от Суздальского Кремля был возведен первый монастырь – в честь Дмитрия Солунского.
В конце ХI века над Суздалем разразилось неожиданное бедствие во время междоусобной борьбы Олега Чернигского с детьми Владимира Мономаха Изъяславом и Мстиславом. Олег в 1096 году овладел Суздалем, но за павшего в битве под Муромом брата Изъяслава вступился Мстислав и предложил Олегу немедленно оставить Суздаль, что тот и исполнил, приказав сжечь город.
Владимир Мономах еще при жизни отдал Суздальскую область своему сыну Юрию, прозванного Долгоруким (1125–1157 года) и в начале XII века Суздаль стал центром Ростово-Суздальского княжества. После смерти Юрия Долгорукого его сын, Андрей Боголюбский перенес столицу во Владимир и княжество стало называться Владимиро-Суздальским. С середины XIII века Суздаль - столица самостоятельного Суздальского княжества.
Нашествие монголов не миновало и Суздаль. Подступив к Владимиру, Батый направил часть своего войска к Суздалю. Зимой 1238 года татары взяли Суздаль, сожгли его, а население большей частью увели в плен. В битве при реке Сити пал и великий князь, немногие из жителей спаслись в Ризоположенском монастыре, уцелевшем после всеобщего разрушения. В XIII веке под Суздалем возникают новые монастыри. С севера рядом с Ризположенским монастырем основывается Троицкий монастырь, с северо-запада от них, на высоком берегу реки Каменки, - Александровский монастырь, возникновение которого предание связывает с именем Александра Невского; к югу от города, на излучине реки Мжары – Введенский монастырь, с востока - на изгибе Каменки – Васильевский монастырь. Расположение монастырей XIII века на выгодных в военном отношении точках на ближайших подступах к городу позволяет предполагать, что их тыновые и рубленые ограды играли роль форпостов городской крепости.
После татарского нашествия между московскими, тверскими и суздальскими князьями началась борьба за Суздальское княжество. Зависимость от московских князей тяготила Суздаль, что побуждало местных князей вести борьбу за самостоятельность. В этом отношении выдающейся личностью был князь Константин Васильевич, который перенес свою столицу в Нижний Новгород, подальше от Москвы. К началу XIV века столица была перенесена в Суздаль и возникло Суздальско-Нижегородское княжество, где даже чеканили свою монету. Церковное значение города поддерживается тем, что с XIV века Суздаль является центром Суздальской епископии, одной из богатейших феодальных организаций, возведенной в конце XVI века в степень архиепископии. Епископский двор помещался в кремле около перестроенного собора, где была построена и новая каменная домовая церковь епископа.
Борьба между князьями закончилась победой сильнейшего московского князя: в 1392 году Суздаль вошел в Московское великое княжество, а великий великокняжеский престол был перенесен в Москву. Так началось падение Суздаля.
В 1565 году Суздаль был взят Иваном Грозным в опричнину и пятнадцать лет спустя в Суздале на посаде насчитывалось всего 414 дворов. В Смутное время суздальцы изменили Шуйскому и передали свой город тушинцам и Лисовскому, который укрепил город и продержался в нём около 8 месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда. Город дважды был разграблен польскими войсками, в 1634 году - крымскими татарами, а в довершение в 1654-1655 годах город переживает опустошительный пожар и эпидемию.
В 1796 году Суздаль был объявлен уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году епископская кафедра была перенесена из Суздаля во Владимир, в связи с чем со второй половины XIX века Суздаль становится глухим провинциальным городом.
В настоящее время Суздаль сохранил большое число архитектурных памятников своего великого прошлого:
Суздальский кремль и относящиеся к Кремлю три церкви у крепостных валов:
- Успенская церковь
- Никольская церковь
- церковь Рождества Христова
Монастырские ансамбли:
- Спасо-Евфимиев монастырь
- Покровский монастырь
- Александровский монастырь
- Ризоположенский монастырь
- Васильевский монастырь
Ансамбль Торговой площади:
- Торговые ряды
- Церковь Воскресения
- Церковь Казанской иконы Божьей Матери
- Церковь Константина и Елены (Цареконстантиновская)
- Церковь Всех Скорбящих
- Церковь Входа Господня в Иерусалим
- Церковь Параскевы Пятницы
Памятники Посада:
- Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи
- Церковь Святого Антипия
- Церковь Святого Лазаря
- Церковь Кресто-Никольская
- Церковь Косьмы и Дамиана на Яруновой горе
Памятники Заречной стороны:
- Церковь Знамения на Мжаре
- Церковь Ризоположения на Мжаре
- Церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне
- Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе
- Церковь Богоявления в Кожевенной слободе
- Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Кожевенной слободе
- Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери
- Церковь Святого Николая у Покровского монастыря
- Церковь Петра и Павла у Покровского монастыря