Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

карта сайта

Второй раз в Ергаки я попал благодаря своему другу - Константину Романко. Мы познакомились с ним в конце 2013 года на новой работе, на которую я устроился, и очень скоро выяснили, что у нас есть много общих увлечений, включая страсть к "дикому туризму". У нас даже нашлись общие знакомые, которые смогли нас друг-другу охарактеризовать и череда событий, последовавшая в наших жизнях в последующие годы, спаяла нас. Я много раз рассказывал ему о своем путешествии в Ергаки в 2012 году и вот осенью 2014 года он предложил мне связаться с проводником Михаилом Поповым для того, чтобы согласовать индивидуальный тур на лето 2015 года. Пол-года ушло на согласование сроков нашего путешествия в плотном графике Михаила, бюджета мероприятия и т.п. и вот наконец, в начале августа 2015 года, мы с Константином стартовали из аэропорта Домодедово в сторону Красноярска. Первоначально к нам еще должен был присоединиться друг Константина - Сергей, но практически накануне отъезда он отменил свое участие по состоянию здоровья.

Прилетели мы в Красноярск рано утром 08 августа, Михаил встретил нас и сразу же "взял быка за рога", усадив нас в микроавтобус, который должен был забросить нас в Тармазак, не дав нам отдышаться толком. Вечером в районе 17.00 мы уже были на месте и стали собираться, чтобы успеть за несколько часов, до заката, дойти до стоянки на озеро Уютное. За подготовку провизии отвечал я и, когда мы стали ее распределять между участниками путешествия, у Константина слегка расширились глаза. Я не брал ничего лишнего, тем более что мы собирались в горы почти на две с половиной недели и это серьезный срок, который на подножном корме не проведешь, но Константин счел, что сахар, сухое молоко и сублимированное мясо - это лишнее. Типа: мы же спортсмены, а эти излишества - не по-спортивному. В общем все, что Константин не захотел брать - разобрали мы и впоследствии очень были рады этому обстоятельству.

За пару часов мы добрались до озера Уютное, но там оказалось так многолюдно, что Константин предложил выбрать более укромное небо и мы пошли дальше, до озера Радужного. По пути Михаил рассказал нам о всех основных изменениях, которые произошли в Ергаках за время моего последнего путешествия: туристов стало больше, "качество" их сильно упало, отчего Лада, отшельница Ергаков, стала гонять их за антисанитарию, которую они стали оставлять после своих стоянок; но главная новость - лето было жарким, произошло много пожаров, отчего из отдаленных участков мигрировали медведи и их встречи в Ергаках с людьми стали очень часты и результат был явно не в пользу туристов, которые сами невольно провоцировали диких зверей. Когда мы подошли к озеру Радужному - воочию убедились что это не шутка: в зоне отвественности егерей были запрещены ночевки вне организованной и конечно же платной стоянки, а сама стоянка скорее напоминала лагерь за колючей проволокой, с тем лишь отличием, что проволоку заменяли сигнальные шнуры против диких зверей с охраной по периметру в виде вооруженных егерей. Получив инструктаж от егеря, мы стали обустраиваться на ночь. Поужинав, мы быстро отрубились, в отличии от Михаила, который, как оказалось на утро следующего дня, всю ночь воевал с мышью за запас конфет, который мы сложили в тамбуре его палатки.

Утро второго дня путешествия выдалось хмурым и неприветливым. После горячего завтрака мы быстро свернули палатки и отправились по тропе далее, вверх, в горы. Сегодня нам предстоял переход через перевал Голова в долину озера Лазурное, где мы должны были переночевать перед тем, как попасть через перевал Сказка в долину озера Сказка. Долину озера Лазурного с утра накрыло большим облаком. Видимость низкая, вокруг словно молоко, никаких гор не видно, только озеро вблизи проглядывает. В таких условиях Михаил пытался озвучивать Константину невидимые местные достопримечательности: вот прямо перед нами - лицо Спящего Саяна, а справа знаменитый Висячий камень... Ничего не видно, мы ржем... Так и шли без остановки в полном тумане до самого перевала. По пути нам несколько раз попадались спортсмены, пробегавшие маршрут проводимого в Ергаках турнира по скайраннингу. Мы с Константином, груженные тяжелыми рюкзаками с провизией и снаряжением, глядя на это, стали гадать сколько им платят за участие в беге по горам, на что Михаил сообщил что... наоборот - это спортсмены платят организаторам турнира за право принять в нем участие. Хорошая бизнес-модель...

На вершине перевала сделали привал. Михаил защелкал затвором фотоаппарата, параллельно размахивая руками в разные стороны и сквозь туман указывая нам: вот там - озеро Лазурное, а там - скала Черепаха, а там - пик Звездный, а там - ... Такого вдоволь смеющегося Константина я прежде не видел. Немного отдохнув - идем на спуск. Путь между скалами довольно сложный, поэтому мы аккуратно проходим сложную тропу и выходим к плато, строящему из крупноглыбового курумника. Я вспоминаю Панду По из мультфильма "Кунг Фу Панда", как он голосом Михаила Галустяна обреченно говорит "Опять лестница!" и вновь ступаю на курумник, помня как долго приноравнивался к перемещению по нему в 2012 году. Плато прошли быстро и уверенно и вскоре вышли к озеру Лазурное, на берегу которого есть широкая плоская поляна на которой мы планировали остановиться. К сожалению она оказалась занята, Константин освежился в озере и мы решили еще пройти вдоль тропы чуть дальше. Внезапно мы обнаружили необыкновенной красоты поляну, которую я даже не помнил по путешествию 2012 года, хотя как минимум раза 3-4 должен был через неее проходить. Рядом слышно журчание ручья - мы одновременно принимаем решение ставить палатки именно здесь. В процессе установки палаток я нахожу грибы и - ... понеслась. Собранных на поляне грибов хватило на целый котелок и пока я колдую у костра - Константин занят установкой своего складного альпинистского кресла, которое он купил специально для этого путешествия, а Михаил щелкает затвором фотоаппарата.

Поужинали до отвала вкусным ужином и завалились спать, несмотря на то, что еще даже не начало темнеть. Спали мы в ту ночь крепко.

Западный Саян. Ергаки. Ночевка под озером Радужным, переход к озеру Лазурное через перевал Голова.