Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

карта сайта

Утро четвертого дня путешествия встретило нас хорошей погодой и группой туристов, которая приехала в село Мазери на автомобильном транспорте. Как выяснилось - группа уже завершала свое путешествие, а наши проводники были из одного клуба - в общем девушкам, проведшим со мной две ночи в одной палатке, достались запасные дуги и я облегченно вздохнул - все же лучше одному в прохладной палатке, чем в обществе девушек с состоявшимися характерами, привычками и убеждениями (или предубеждениями). Мы позавтракали (я все еще хранил верность овсянке, которую стал есть по утрам еще во время путешествий по Горному Алтаю) и в районе десяти часов утра выдвинулись в сторону перевала Гули (2960 метров), на котором мы должны были заночевать по пути из общины Бечо в общину Мулахи с заходом в административный центр Сванетии - Местиа.

В районе двенадцати утра мы были у подножья перевала и начали свое восхождение. Сопровождал нас конюх, которого мы наняли в Мазери: девушки и иностранцы по прежнему не были ни физически ни морально готовы носить на себе ничего тяжелее фляги с водой и, учтя ошибки начала нашего путешествия, решили нанять конюха по рекомендации местных жителей. В районе пяти часов дня мы уже ставили палатки на вершине перевала Гули и готовились к ужину. Я в это время бродил с фотоаппаратом и фотографировал виды и панорамы. В районе шестого часа вечера из долины стал прибывать туман и скоро нас накрыло плотным слоем облаков так, что не было видно рядом стоящих палаток. Этой ночью из-за сырости я пожалел об отсутствии девушек в моей палатке, но все это компенсировал проводник с бутылкой чачи - мы неплохо с ним  провели вечер, общаясь на русском языке, пока чача не закончилась и мы не разошлись спать по своим палаткам.

Утро пятого дня путешествия принесло плохую погоду: было сыро, холодно, дул сильный ветер. Мы быстро свернули лагерь и продолжили свой путь. На вершине перевала Гуль нас накрыло облако со снегом и мелким градом, но оно так же быстро ушло, как и пришло. Мы с конюхом пошли впереди и через час уже не видели группу. В районе после обеда мы спустились к автодороге у села Ленджери, которая вела в Местиа и стали ждать остальных участников группы.

Местиа - община и одновременно посёлок городского типа, административный центр всего района и самое крупное поселение в Сванетии с населением 2600 человек. Община является центром цивилизации в Верхней Сванетии, в которой есть практически всё что определяет этот термин: магазины, отели, гостевые дома, два музея, туристический информационный центр, автовокзал и аэропорт. Местиа расположен у слияния рек Местиачала и Мулахура на высоте 1500 метров над уровнем моря и вытянут в длину почти на 6 километров.  С южной стороны поселок окружает хребет Зурулди, с северной - гора Цхаквзагари, с восточной - горный массив Бангуриани, а с западной стороны - открывается панорама на вершину Лаила.

Как только группа собралась - мы попрощались с конюхом и двинулись в Местиа. Там мы расположились в одной из многочисленных кафешек в центральной части поселка, пообедали и оттуда уже на микроавтобусе направились в село Жабеши общины Мулахи.

Община Мулахи расположена на берегу реки Мулахура в 10 км от Местии и состоит из 11 сел, растянутых вдоль реки на 5-6 километров - это села Гвебра, Зардлаши, Муршкели, Арцхели, Лахири, Жамуши, Чолаши, Цалдаши, Маджвдиери, Чвабиани и Жабеши. Часть из сел находится на правом берегу реки Мулахура, часть на левой и все они расположены на высоте около 1600 метров, уровень реки - чуть ниже. Из Местиа в Мулахи помимо автомобильной дороги можно добраться и по тропе, которой часто пользуются туристы, но большинство участников нашей группы было против. Самым красивым селом в общине Мулахи считается Лахири - из-за плотного скопления старых сванских башен на маленькой площади поселения, но из Жабеши начинаются маршруты на ледники горы Тетнульди, треккинговые маршруты в сторону горы Ушбы, откуда мы пришли, и популярный маршрут до общины Ушгули - нашей главной цели всего путешествия. В прежние исторические эпохи через село Жабеши проходила тропа на Кабарду через перевал Китлади (3629 метров).

Грузия. Сванетия. перевал Гули.