Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

карта сайта

Лу́кка (Lucca) - город в итальянском регионе Тоскана, на реке Серкио, возвышающийся на высоте всего 19 метров над уровнем моря, административный центр провинции Лу́кка с населением более 89 тыс. человек. Название города произошло от слова "luck" в переводе с местного наречия означавшее "болотистая местность".

Город основан в 180 году до н. э. римлянами, согласно каноническому устройству:

  • Кардо Максимус (Cardo Maximus) - в Римской империи улица, ориентированная с севера на юг, являющаяся, как правило, главной улицей, центром экономической жизни города;
  • Декуманус Максимус (Decumanus Maximus) -  в градостроительстве Римской империи улица города, военного лагеря или колонии, ориентированная с востока на запад;

которые делят город на кварталы - инсулы - и пересекаются на форуме. В современном устройстве города это две оси: улицы Филлунго (Via Fillungo) и Ченами (Via Cenami), пересекающиеся с улицами Рома (Via Roma) и Санта-Кроче (Via S.Croce). Вблизи их пересечения образовывается квадратная площадь (каструм) - форум, находящийся на площади Сан-Микеле-ин-Форо (Piazza di San Michele in Foro). Это заложенное римлянами обустройство города до сих пор соответствуют наиболее людным и богатым торговлей улицам внутри стен старой Лу́кки.

В античные времена Лу́кка была знаменита тем, что здесь произошла встреча участников Пе́рвого триумвира́та - политического союза в древнем Риме в составе Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого и Марка Лициния Красса. В те времена это уже был богатый и крупный город.
В период с VI по X веков Лу́кка не теряла своего стратегического значения, так как через город сходились дороги на Рим, Парму, Флоренцию, Пизу и Луни. Кроме того, через Лукку проходила главная транспортная артерия средневековой Италии - Via Francigena. До 774 года здесь была резиденция одного из трёх лангобардских герцогов Тосканы. После распада Каролингской державы Лу́кка служила столицей маркграфов Тосканских - до начала XII века, когда Матильда Каносская (Matilde di Canossa) - сторонница римского папы Григория VII и одна из немногих средневековых женщин, руководивших военными действиями, предпочла Лу́кке более успешную Флоренцию.

В Средние века (середина XI - конец XIV века), несмотря на затяжные конфликты с соседними городами-государствами (Пиза, Масса, Флоренция), город достиг значительного экономического развития благодаря изготовлению и продаже шёлка и банковской деятельности. Своего рассвета Республика Лу́кка достигла в начале XIV века при правлении Каструччо Кастракани дельи Антельминелли (Castruccio Castracani degli Antelminelli) - средневековому итальянскому полководцу, благодаря своему политическому и военному таланту ставшему герцогом Лукки и Пистойи.

В начале 1430-х годов Флоренция вступила в конфликт с городом-государством Лу́кка и его союзниками, Миланом и Сиеной. Итоги битва при Сан-Романо, в которой схватились войска Флоренции и армия Сиены 01 июня 1432 года противоречивы: победа, как правило, приписывается флорентийцам, но сиенские хроники говорят об обратном, однако фактом является то, что с этого момента Лу́кка окончательно уступает Флоренции звание главного города Тосканы, но сохраняет республиканское управление до прихода войск Наполеона в конце XVIII века. На протяжении XVII-XVIII веков Лу́кка был второй по величине (после Венеции) итальянский город с республиканской формой правления, однако 23 июня 1805 года по решению сената города, Лу́кка превратилась в княжество Лу́кки и Пьомбино, переданное во владение сестре императора Наполеона. Венский конгресс 1814-1815 г.г. - общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией 1789 года и наполеоновскими войнами и были определены новые границы государств Европы, отобрал Лу́кку у Бонапартов и передал её в руки вдовствующей королевы Этрурии, которая носила титул герцогини Лу́ккской до самой ее смерти в 1824 году. Ее сын, Карл Людовик, правил герцогством до 1847 года, после чего после выплаты денежной компенсации отказался от своих владений в пользу Великого герцогства Тосканского со столицей во Флоренции. Последовавшие далее события рисорджименто (il risorgimento) - национально-освободительного движения итальянского народа против иноземного господства и за объединение раздробленной Италии, привели к объединению всех раздробленных княжеств и герцогств в единое государство.

Старая часть города Лу́кка окружёна оборонительным кольцом крепостных стен протяженностью 4,2 км. В отличие от большинства старинных итальянских городов Лу́кка полностью сохранила фортификационные укрепления возведенные в XVI-XVII века. В начале XIX века архитектор Лоренцо Ноттолини превратил стены в широкий бульвар, засаженный великолепными платанами. По периметру городских стен расположены одиннадцать бастионов разных форм и размеров. Два из них: Torrione del Bastardo и бастион San Martino, до сих пор сохранились в том виде, в котором были построены в XVI веке. Со стен и бастионов открываются живописные виды на окрестную равнину. Главный вход в Лу́кку проходит через Porta San Pietro (1565-1566 г.г.) - самые старые из трех ворот Лу́кки и единственные ворота, через которые в город разрешалось въезжать иностранцам.

Кафедральный cобор Св. Мартина (Duomo di Lucca, Cattedrale di San Martino) - римско-католический храм, освящённый во имя Мартина Турского, был заложен в VI веке, а современный вид приобрёл в XI веке; возводился с 1063 года под руководством епископа Ансельмо да Баджио (будущий папа Александр II). Расположен почти в самом центре города Лу́кки на площади Сан-Мартино (Piazza San Martino), и вместе с церковью Санти Джованни и Репарта (Chiesa Santi Giovanni e Reparta), в которой до постройки кафедрального собора заседал епископ, образует её архитектурный ансамбль. Строительство кафедрального собора Лу́кки связывают с местным епископом VI века Фридианом, которому посвящена одноименная базилика (Basilica di San Frediano). Здание собора было освящено в 1070 году, а в XIII веке собор сильно перестраивался, интерьер реконструировался в XIV-XV веков.

На площади Сан-Микеле-ин-Форо (Piazza di San Michele in Foro) располагается одноименная церковь в честь Архангела Михаила (Chiesa di San Michele in Foro), построенная на месте древнеримского форума. Впервые церковь упоминается в 795 году, но в 1070 году она была сильно перестроена. Форма собора копирует форму большого корабля, мраморный фасад которого поддерживается арками на монолитных колонах из мрамора. Внешняя сторона собора состоит из высокого фасада, украшенного мраморной статуей Архангела Михаила. Существует легенда, что в кольцо на пальце Архангела Михаила инкрустирован настоящий большой бриллиант, подарок преданного прихожанина, и когда над городом опускаются сумерки - то если вглядеться на статую из определенного места на площади - можно заметить необычно яркую светящуюся точку. По соседству с храмом находится дом, в котором родился великий итальянский композитор Джакомо Пуччини, памятник которому стоит на небольшой площади у церкви Сан-Микеле-ин-Форо.

Если от церкви Сан-Микеле-ин-Форо пойти по улицами Рома (via Roma), а потом по улице Филлунго (via Fillungo) - то можно выйти на рыночную площадь Piazza del Mercato, имеющее более известное название Piazza dell'Anfiteatro (площадь амфитеатра) - овальная площадь, расположенная на месте римского амфитеатра II века н. э. и повторяющая его очертания с четырьмя выходами на соседние улицы. Недалеко от Piazza dell'Anfiteatro и располагается Базилика Св. Фредиана (Basilica di San Frediano).

Базилика Св. Фредиана (Basilica di San Frediano) изначально была построена в первой половине VI века епископом города Лу́кки Фридианом и первоначально была освящена в честь святого испанского мученика из Сарагосы Викентия Сарагосского. После смерти Фридиана его мощи были помещены в этой церкви и храм был переименован в честь Св. Фридиана. Современный вид романской базилики церковь приобрела между 1112-1147 гг. В XIII-XIV веках фасад церкви был украшен мозаикой, представляющей Иисуса Христа и апостолов. В XIV-XVI веках были добавлены несколько небольших часовен, которые были украшены различными картинами из жизни святых. В базилике помимо мощей Св. Фредиана, находящихся в главном алтаре храма, находятся мощи Св. Зиты (1212-1272) - святой Римско-католической церкви, почитающейся покровительницей горничных и домашней прислуги. Ее нетленные мощи были перенесены в базилику Св. Фредиана после эксгумации в 1580 году и находятся в часовне с правой стороны храма в стеклянной гробнице, над которой ангелы держат золотое распятие.

Башня Гуиниджи (Torre Guinigi) - одна из самых заметных башен Лукки построенная в 1384 году, визитная карточка города. Башня высотой 44 метра и дворец, к которому она примыкает, построены семейством Гуиниджи в конце XIV века. Оливковые деревья на кровле были высажены уже в средневековье. Последний представитель семейства завещал дворец вместе с башней городу. Дворец Гуиниджи не просто особняк, а целый городок из кирпичных зданий с башнями и арочными окнами, в которых проживали многочисленные родственники семейства Гуиниджи, самой знатной фамилии города - Паоло Гуиниджи даже правил Лу́ккой в первой половине XV века. В начале XIV века таких жилых башен в городе было 250, но к XVI веку, когда обороняться таким образом уже не имело смысла, многие из существовавших башен снесли, и остались только несколько башен, включая и Башню Гуиниджи.

В целом Лу́кка оставляет неизгладимое впечатление на путешественников своей "замершей" историей. Благодаря тому, что город не так часто воевал - в целости остались многие исторические здания и сооружения. К счастью, город не так популярен у туристов, как находящаяся недалеко Пиза с ее падающей башней, что позволяет Лу́кке сохранять определенную самобытность. Возможно местные жители будут несогласны со мной, ведь в нашем мире глобализации только полученная здесь и сейчас прибыль ставится во главу всего, но я очень сильно надеюсь, что все же как можно меньше, или не так... как можно не больше, чем в мой приезд в этот славный город, туристов будут его ежегодно посещать. Ибо даже спустя года я с ужасом вспоминаю о городе Модена, в который я так стремился попасть, наслушавшись историй о культуре производства бальзамического уксуса и современных заводах, производящих Феррари, Мацератти и Ламборджини - я увидел уродство глобализации наяву. И я очень желаю Лу́кке избежать этого феномена.

Италия. Тоскана. Лукка.