Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

карта сайта

Кынгарга в переводе с бурятского значит "барабан", что объясняется сильным шумом, который издаёт одноименная река. Река Кынгарга стекает с южного склона Тункинских Гольцов - горного хребта на территории Окинского и Тункинского районов Бурятии, являющегося самым восточным отрогом Восточных Саян. Вершины хребта достигают 3000 - 3300 м, высшая точка хребта - Пик Стрельникова (3284 м), перепад высот между гребнями достигает 2000 м. Длина реки Кынгарга от истоков до устья — более 27 км и главное ее отличие от многочисленных рек Восточного Саяна – река Кынгарга всегда полноводна.
В зоне краевого сброса Тункинских Гольцов долина реки Кынгарга резко сужается, образуя глубокое, практически лишенное поймы ущелье. Наклон дна становится круче. После слияния Левой и Правой Кынгарги, река пробивается через крутой склон, образуя каньон, ряд перекатов и два исключительно красивых водопада свободного падения в своем нижнем течении. Всего на реке Кынгарга насчитывается около 12 водопадов (по некоторым источникам – до 20), но наиболее известные из них – располагаются в нижней части течения. По краю ущелья есть труднопроходимая тропа, ведущая к подножию Тункинских Гольцов, откуда берут свое начало альпинистские маршруты к пикам Трехглавая, Братчанка и Броненосец.
Самый популярный водопад реки Кынгарги – нижний, высотой 6 метров, к которому ведет хорошо протоптанная тропа через горноклиматический курорт «Аршан». Водный поток, врезаясь в каменный порог, сформировал в нем узкую щель. За последнее столетие водопад стал на 3 метра ниже: в 1909 г. его высота составляла 9 метров.
Через десяток километров от Аршана вниз по течению река Кынгарга впадает в Койморские озёра, которые соединены между собой протоками. Из озёр вытекает река Тунка, впадающая в реку Иркут.

Маршрут восхождения по водопадам реки Кынгарга состоит из следующих этапов:

• проходим через "вертушку" в заборе пансионата и двигаемся далее по асфальтовой дорожке
  • идем по левому берегу реки Кынгарга мимо источника холодного газированного аршана
  • далее следуем по натоптанной тропе вверх к беседке; здесь тропа раздваивается: вниз к нижнему водопаду (для всех) и вверх (в ущелью)
  • не советую забираться на «перевал Дураков»; его название оправдано теми, кто перепутал тропу к ущелью и стал взбираться наверх, вместо того, чтобы обогнуть его справой стороны и спуститься вниз. Одно утешение – с вершины «перевала Дураков» открывается великолепная панорама Тункинской долины
  • начинаем спуск вниз; сразу после спуска переходим реку Кынгарга по бревнышкам, проходим напротив прижима, что по левому берегу, и снова возвращаемся на левый берег.
  • идем вдоль воды, огибая высокую террасу со стоянками; можно пройти и по верху через них, как и я, но потом придется переходить реку Кынгарга вброд – удовольствие не из самых приятных
  • далее тропа идет вверх в каньоне по правому берегу реки Кынгарга; на выходе из каньона торчит "бык" – скала, неподалеку от которой есть переправа на левый берег по бревну с перилами
  • далее идет ровная лесная тропа по левому берегу, выходящая к месту слияния рек Левая и Правая Кынгарга; неподалеку на склоне есть зимовье, построенное туристами
  • тропа в каньоне достаточно сложная; несмотря на маленький километраж, на дорогу нужно рассчитывать не менее 3-4 часов для подготовленных путешественников, так как перепады высот довольно часты и не отражены в километраже ущелья